Интервью с Пьером Гюффруа

Пьер Гюффруа — один из самых востребованных декораторов французского кино. Он работал с Жаном Кокто, Бертраном Тавернье, Романом Полански, Рене Клеманом, Милошем Форманом и др. По случаю выхода Giorgino он даёт интервью, в котором рассказывает о своей работе в фильме.

Pierre Guffroy

Пьер Гюффруа – известный декоратор в кинематографических кругах, но широкой публике он мало известен. Он работал с великими людьми – Полански, Форман, Брессон, Бунюэль.
Увлеченный сюрреализмом, замкнутыми и странными вселенными, Пьер Гюффруа – скромный человек, однако он обожает говорить о своей профессии. Увлекательный человек, настоящий мастер, каких очень мало в мире кино. Возможно, вы видели фильм Филипа Кауфмана «Невыносимая лёгкость бытия», там в одной из сцен появляется Пьер Гюффруа (который также был декоратором).
                                                                                                                                           Янник Роландо

 

 

Когда Вы начали работать над этим проектом?
Три или четыре года назад Лоран Бутонна рассказал мне о проекте «Джорджино». Мы тогда поехали в Центральный массив (горный массив во Франции) в Веркор и Юру, для поисков места съёмок. В течение поездки Лоран рассказывал мне, какую атмосферу он хотел бы видеть в фильме. Он не хотел чего-то вроде «реалистичного мизерабилизма», ему нужна была именно «гнилая» атмосфера. То есть он не хотел, чтобы в его фильме от начала и до конца был просто красивый пейзаж, ему необходимо было полное погружение в тревожную и напряженную обстановку. Так как во Франции мы не нашли подходящего пустынного пейзажа, было решено снимать фильм в Словакии с её тревожными, девственными пейзажами. Это неотразимо.

 

Как устанавливались первые наброски декораций?
Сценарий позволяет заранее начертить что-то вроде топографии. Для приюта, например, я вспомнил, печальные и ветхие учреждения, затерянные в чистом поле, которые я видел в детстве.
Потом мы распределили участки и начертили план в зависимости от типа сцен, источников света и передвижения камеры. Я сделал много чертежей, и даже макеты, хотя предпочитаю работать «на глаз». Макеты позволяли команде заранее обсудить все проблемы, а также точнее распределить бюджет.

 

Затем Вы принялись за создание декораций. За какое время они были построены?
Где-то с 15 сентября по 15 декабря 1992 года, мы начали изготавливать декорации леса, болот и внутренней части приюта в студиях Barrendov в Праге. В тоже время мы предприняли в Словакии строительство целой деревни с церковью, кладбищем, домом Катрин, гостиницей и т.д…

 

В Словакии Вы прибыли на огромный пустырь, где всё нужно было строить «с нуля» ?
Да, я прибыл на просторную песчаную равнину, её пересекал ручей, который выходил из берегов при каждом крупном дожде. Вместо фанеры, которая там стоила целое состояние, нам предоставили пластины из ели, толщиной в несколько сантиметров. Декорации остались целы и не улетели, к счастью, так как им пришлось пережить сильные ураганы.

 

Что Вас больше всего заботило при создании декораций?
Нужно было придать им беспокойную атмосферу. Я сыграл на непропорциональности, странных зазубринах, тайных дверях, предметах. Нелегкая задача сделать коридор интересным, нужно определить некоторую пропорцию между шириной, высотой и длиной.
Для гостиницы я использовал перепады уровней, чтобы создать впечатление, что часть её находится в подвале, где тотчас ощущается влажность и гниль. Небольшие уловки – помещение дверных ручек ниже обычного, тогда вы сразу начинаете необдуманно искать ответ.

 

Комнаты приюта со своими маленькими кроватями напоминают комнаты семи гномов.
Да, коридор почти нормален, затем вы попадаете через немного низкую дверь в комнату, где все кровати не такого же масштаба, что позволяет поставить много маленьких кроватей и комната становится странной… Декоратор – это профессия «обмани своё окружение». Но не нужно заранее предупреждать актёров о подделке, они входят в декорации и приспосабливают к ним свою игру, которая немного меняется. Когда это происходит, то доставляет удовольствие.

 

Дополнительные детали помогают усиливать эту атмосферу.
В студиях Barrendov, огромный склад мебели конца века, в котором я смог найти именно то, что мне было нужно. В Праге не было арендаторов мебели, а из Франции мы ничего не привезли.
Пропорции важны больше, чем стиль или историческая правдивость. Мне показалось, что в этих влажных и ветхих домах провинции должен быть коричневый дуб, источенный временем и плесенью, должен чувствоваться подозрительный запах. Надо чувствовать, как это проживается на экране, иначе атмосфера ускользнёт от вас. Шторы, ковры – это также важная часть. Необходимо, чтобы они были тяжелыми, темными, чтобы они были обжитыми, и чувствовалось прошлое. Даже если это не заметно, то всё равно играет большую роль.
Достаточно нескольких очень правдивых элементов, чтобы завершить оформление нужной эпохи.

 

Как Вы разрабатывали свою палитру цветов?
Была отклонена гамма темно-коричневых цветов. Не желательно было использовать пластичную краску, так как весь декор портится и появляются блики, что мы можем заметить во многих фильмах, в оттенках синего и зелёного в изображении.
После каждого дождя, почва превращалась в грязь, что для фильма было замечательно. У меня была идея построить гостиницу с использованием глино-соломы, вид грязи на земле, смешанной с соломой был намного лучше, чем имитация искусственной щебёночной насыпи на древесине.

 

Холод мешал работать?
Да, правда. Было очень холодно, особенно чувствительным к холоду людям. Лоран очень смел. Он обожает холод. Мне тоже холод не мешал в работе. В конечно счете, Лоран работал в обычном режиме, он приспосабливал съемку к погодным условиям.

 

Чего Вы больше всего опасались?

Я опасался не смочь создать декорации там, из-за того, что ранее у меня уже были проблемы с администрациями в коммунистических странах. Сейчас, конечно, проблем меньше, но необходимо огромное терпение и упрямство, только тогда дело пойдёт.

 

Какие у Вас предпочтения в теме декораций?
Было время, когда я хотел создавать исторические фильм, сейчас же мне больше нравятся более фантастические фильмы, как фильм Лорана, фильмы со странной реальностью. В фильме Лорана необходимо было чувствовать атмосферу и свет, который открывает общие места. Декорации должны иметь собственную силу воздействия, так как они – это тоже персонаж фильма.