Интервью с Маркусом Ниспелем

Дата: 2007
Издание: «Mylene Farmer et vous»
Перевод: wishhaze

 

Стоя на носу мчащегося паровоза, в 1995 году Милен ворвалась на наши экраны; вместе с новым синглом «XXL» и новым режиссером-клипмейкером. Этого режиссера зовут Маркус Ниспель, и нам удалось с ним поговорить.

 

Marcus-Nispel

 

— Анук Нора сказала нам, что вы начинали работать вместе. Как вы стали режиссером?
— Я учился искусству и дизайнерскому мастерству в Германии, но потом пришлось переехать в США, чтобы лучше изучить графику и видеосъемки. Как раз в то время музыкальные клипы стали очень популярны, так что я полностью посвятил себя им.

 

— Помните свою первую встречу с Милен? Слышали ли вы о ней когда-нибудь раньше?

— Я познакомился с ней при посредничестве Анук.

Соединенные Штаты не слишком открыты для культур других стран, и ситуация становится всё хуже. Теперь люди включают онлайн-радио, где играет только рэп, и никогда не услышат ничего другого. Тогда я, будучи во Франции, где мы снимали рекламу «Рено», смотрел телевизор и увидел необычный клип, который был похож даже не на клип, а на короткометражный фильм. Я потерял дар речи. Я спросил у Анук, которая тоже была во Франции: «Там только что показали гениальный клип, ты не знаешь, что это за певица?» Не знаю, как ей это удалось, но скоро мы встретились с Милен и решили работать вместе. Ее первые клипы действительно удивительны и я являюсь большим поклонником Лорана Бутонна.

 

— Как появилась идея с Милен, стоящей на носу паровоза в «XXL»? Насколько опасными были съемки этого клипа?

— Кажется, это придумал Тьерри Мюглер (прим.перев. — дизайнер платья для клипа). Я сначала сказал себе: «Нет, она не решится на такое». Но она согласилась! Работа над «XXL» стала для меня одной из самых любимых в жизни. Оглядываясь назад, я думаю, что тогда мы все были сумасшедшими. На съемках был задействован второй поезд, который ехал перед тем, к которому была прикреплена Милен. К его задней части было прикреплено оборудование, снимавшее ее со стороны лица. Лишь после съемок мы поняли, что если бы этот вагон, шедший первым, резко затормозил, Милен рисковала быть раздавленной между двумя поездами. Не знаю, осознавала ли она эту опасность, так как тогда все мы были заняты другой проблемой — связанную с жаром от паровоза. Этот локомотив, по сути, один большой кипящий котел, достаточной силы, чтобы тащить за собой поезд. В конце съемок все руки Милен были покрыты волдырями… Всё это действительно было сумасшествием.

 

— Милен тоже говорила, что съемки были непростыми…

— Да, они были тяжелыми. Но у нас с Милен есть общая черта: мы считаем, что страсть рождается из страданий. Это, своего рода, мазохизм, мы любим страдать ради нашего искусства. И в этом клипе, и в тех последующих, что мы делали вместе, я шел на риск, поскольку знал, что она меня в этом поддержит. (Смеется.) Нет, серьезно, каждый раз, когда я предлагал ей менее опасный вариант съемок, Милен настаивала на том варианте, что таил угрозу.

 

— Многие из тех людей, кто работал с Милен, говорят, что с ней очень приятно работать…

— Да, она очень, очень профессиональна. Американские артисты часто, ссылаясь на занятость, мало вовлечены в процесс съемок. Французы же не прочь быть в курсе событий, общаются со всеми техниками. У них часто мало времени и мало денег на клип, и они понимают, что чтобы создать что-то хорошее, нужно объединиться. В случае Милен, у нее хорошее видение того, что она хочет, Милен активно участвует во всех этапах создания клипа. То же самое я могу сказать и о Бьорк, например. Вот почему один и тот же бюджет позволит создать ей и Милен отличные клипы, а большинству других артистов — ужасные видео.

 

— В клипе Мерлина Менсона «I don’t like the drugs (but the drugs like me)» некоторые сцены выглядят похожими на «XXL». Как вы думаете, может, при его съемках режиссер Пол Хантер вдохновился вашим клипом?

— Я не видел тот клип, но если всё так, то это звучит лестно. Хотя, смотреть на Милен гораздо приятнее, чем на Менсона (смеется).

 

— Почему в клипе «L’Instant X» появляется пена? Как был снят этот клип?

— Я читал статью, где было написано, что при возгорании внутри самолета, срабатывает система, которая заполняет весь салон пеной за считанные секунды. Это идея мне показалась забавной, а главное, ее было несложно достичь. Она напомнила мне пенные вечеринки на Ибице (смеется). Знаете, я не люблю спецэффекты, и предпочитаю работать с реальной камерой в руках. И паровоз в «XXL», и пену в «L’Instant X» мы могли бы нарисовать на компьютере, но интереснее было добиться этого на практике! Мы поговорили с Милен и решили использовать пену, пену в больших масштабах, чтобы она поглотила всю землю, как в фильме «Капля»! Была найдена территория заброшенной фабрики в Нью-Йорке, и, представьте, было очень весело заливать всё там пеной! (Улыбается). Клип был снят за день. Все жутко замерзли, но Милен не жаловалась. Как и всегда.

 

— О вашем следующем клипе, «Comme j’ai mal», ходят слухи, будто по первоначальному плану там должны были быть съемки с дикими животными, которые в итоге, разрушили площадку…

— Я ничего не знаю об этом. Возможно, сначала у этого клипа был какой-то другой режиссер… Если б такой сюжет стал снимать я, то я сначала бы дважды подумал об этом: локомотивом и пеной можно управлять, но не дикими зверями!

 

— Кто придумал сценарий этого клипа?

— Для своих видео Милен не дает полных сценариев, называя только образы, которые она хотела бы видеть. В данном случае, образ девушки, превращающейся в насекомое. Затем я пытаюсь связать эти образы со словами из песни. По сравнению с моими американскими заказчиками, которые предпочитают образы по существу, Милен придает очень большое значение своим клипам. Образ жертвы насилия, которая находит убежище в мире насекомых, был очень хорошей отправной точкой для дальнейшей работы.

 

— Костюм бабочки, в котором Милен предстает в этом клипе, кажется непростым, чтобы носить его…

— Милен очень активно участвовала в создании этого костюма, и он выглядел почти как произведение искусства! Это был костюм, создание которого оказалось очень трудным, он весь держался на нитках и на булавках. Но одно дело — создать, а другое — надеть его на себя и научиться в нем двигаться! Милен работала просто отлично, как и всегда.

 

— Давайте поговорим о « Souviens-toi du jour… » Съемки этого клипа, в очередной раз, стали очень опасными. Как всё было сделано?

— Мы построили дом на автостоянке в Лос-Анжелесе, ведь по соображениям безопасности нужно было работать на открытой площадке. У этого дома не было крыши, для того, чтобы дым мог легко уходить. На Милен было платье из пластика, для ее прически потребовалось большое количество лака, и он оказался не идеальным, как только начались съемки с огнем. Платье и волосы обработали специальным веществом, которое препятствовало горению, но несмотря на него, пластиковые пузырьки на платье Милен от температуры начали хлопать, будто петарды. (Смеется). Опять же, мы не использовали спецэффекты, иначе Милен не захотела бы делать такой клип!

 

— Вы знаете, что в тексте той песни идет речь о Холокосте?

— Нет, это новость для меня… Знаете, у песен Милен может быть множество толкований. Оглядываясь назад, мне кажется, что в этом было нечто бессознательное.

 

— Обратимся к другим этапам вашей карьеры. В 2002 году вы сняли ремейк «Техасской резни бензопилой». Как появился этот проект?

— Когда я сказал, что сделаю этот фильм, все посчитали это самонадеянным: браться за такую легенду. Но, к тому времени, я снял почти 250 клипов и более 2000 рекламных роликов, самых разнообразных: от рекламы безалкогольных напитков, до видео про подгузники, и хотел бы использовать этот опыт для чего-то более масштабного, для фильма! Работа над фильмом ужасов была сродни картине в мрачных тонах, темнее, чем раньше… На самом деле, я рад, что у меня была возможность делать клипы для Милен, ведь ее фаны — практически единственные, кто спрашивает меня о прошлых работах! А фильм позволил обратиться к настоящим зрителям, что не всегда возможно при создании клипов или рекламы. Нет, конечно, я горжусь теми роликами, но ведь люди не смотрят их, они используют рекламу, чтобы в паузе между фильмом сделать бутерброд или сходить в туалет (смеется). Напротив, фильм ужасов — это тот жанр, который вызывает наибольшую реакцию зрителей: люди кричат, вскакивают со своих мест! Таким образом, после нескольких тысяч видео, которые люди не смотрят, я хотел напугать их всех! (Смеется.) Было очень увлекательно.

 

— Среди ваших художественных фильмов есть приключения, ужасы и фантастика. Честно говоря, мы предполагаем, что в музыке вы любите тяжелый рок!

— Было время, когда режиссеров клипов не указывали в подписях на MTV. Так что человек, снявший видео для хард-рок команды, свой следующий клип мог сделать для рэпера, никто бы и не заметил. Эта свобода привела к большому смешению режиссеров, которые могли пробовать себя в разных жанрах. Тогда среди клипов попадались истинные сокровища! Ну, а как только имена режиссеров стали появляться на экране, их работы стали более логичными и предсказуемыми. Если вы сняли клип для Ice-Cube, следующим будет клип для Ice-T. Рэп-видео стали похожими друг на друга, с рок-видео та же история… Поэтому я решил стараться работать с артистами, которым в своих песнях есть что рассказать, с Элтоном Джоном или с Билли, милым Билли Джоэл. Скажу вам, такой тип творчества нечасто бывает у рокеров, но я работал с Faith No More, например. Сейчас, чтобы остаться в индустрии, нужно рассказывать истории, а тех, кто полагается лишь на картинку, быстро забывают.

 

— Почему больше не снимаете клипы Милен?

— Так уж вышло… Но я бы охотно вновь поработал с Милен. Она является одной из тех немногих, кто дает желание трудиться на пределе возможностей.

 

— Вы до сих пор в контакте с ней, следите за ее карьерой?

— Здесь, в Америке, это непросто, особенно если ты не очень дружишь с интернетом. Но я знаю, что недавно она озвучила героиню мультфильма, и это интервью, пожалуй, заставит меня посмотреть его! И надо спросить Анук о новостях у Милен…

 

— Вы работали и с другими французскими артистами: Этьеном Дао, Аленом Шамфором, Паскалем Обиспо… Понравилось ли вам эти сотрудничества?

— Всегда приятно работать с французами, потому что они активно участвуют в съемках и высказывают свои идеи о клипе. Особенно я оценил Алена Шамфора, он истинный джентльмен, который не любит излишний глянец… Хотя, у нас в США, где глянца полно, больше счастливых людей…

 

— Можем ли мы сказать, что вы работаете на стыке двух жанров: рекламы и кино, в которых хорошо разбираетесь?

— Вы забыли про клипы, а это то, что мне нравится делать больше всего! Клипы — моя первая любовь, к которой я всегда возвращаюсь. Продолжаю снимать и рекламу, поскольку я тоже ее люблю, это жанр, который в центре всех новых течений. Что же кино, я не особенно рвался туда… Когда я начал снимать фильм «Следопыт», мой сын едва умел говорить, когда съемки закончились, он уже учился читать. Не хочется пропускать такие моменты…

 

— Милен должна сыграть главную роль в фильме «Тень других», по роману Натали Реймс, где есть место мистике и магии. Как вы относитесь к такому кино?

— Это то, что мне нравится. К слову, очень хотелось бы увидеть Милен в масштабной рок-опере, которые были популярны в 1970-х! Ее мог бы поставить Баз Лурман. Кстати, похожий проект был снят о жизни Фредди Меркюри, с исполнением автобиографических песен Queen. Милен играет, поет, знает, как установить атмосферу напряженности. Она действительно могла бы написать концептуальный альбом, где каждая песня — новая глава грандиозной истории, и сделать этот альбом рок-оперой! Ее вселенная раскрылась бы в этом проекте так хорошо.

 

Маркус Ниспель